Бешенков С.А.

Зав. отделом информатики ИОСО РАО

Доктор пед. наук, профессор

Единый государственный экзамен по математике

 

 

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

1. На основе дифференциации целей изучения образовательной области "Математика" в соответствии с идеями личностно ориентированного обучения школьное математическое образование подразделяется на образование с помощью математики в массовом обучении и (собственно) математическое образование в рамках углубленного изучения математики.
Социальной целью образования с помощью математики является повышение средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, повышение интеллектуального уровня общества в целом, формирование квалифицированного электората. В рамках образования с помощью математики образовательная область "Математика" выступает как общеобразовательный предмет, средство интеллектуального воспитания, соответствующий курс ниже называется общеобразовательным.
Социальной целью собственно математического образования является поддержание и повышение традиционного высокого уровня изучения математики, сложившегося в отечественной школе, формирование будущего кадрового научно-технического, технологического и гуманитарного потенциала российского общества. В рамках математического образования образовательная область "Математика" выступает в качестве учебного предмета специализирующего характера, обучение математике рассматривается как элемент профессиональной подготовки к соответствующим областям деятельности после окончания школы, в том числе к получению высшего образования по соответствующим специальностям, соответствующий курс ниже называется специализирующим.
2. Основой концепции образования с помощью математики остается разработанная ранее концепция для 11-летней школы, главные тезисы которой –последовательная уровневая и профильная дифференциация обучения, приоритет развивающей функции обучения, разумный консерватизм содержания.
3. Структура курса математики:
1-6 классы – начальное образование,
7-10 классы – базовое образование,
10-12 классы – профилированное образование.
Профилированное образование проводится в трех основных направлениях: общеобразовательном, общенаучном и математическом.
В общеобразовательном направлении курс математики является продолжением и завершением общеобразовательного курса основной школы, подчиняется прагматическим целям и ориентируется на повышение уровня функциональной грамотности. Задача поступления выпускников этого направления в высшее учебное заведение по специальности, связанной с математикой, не предусматривается.
Общенаучное направление разделяется на два блока – естественнонаучный и гуманитарный, – каждый из которых, в свою очередь, делится на профили в соответствии с базовой наукой. Курс математики ориентируется на потребности базовой науки и учебного предмета, соответствующих конкретному профилю, и обеспечивает возможность поступления в высшее учебное заведение по соответствующей специальности.
Математическое направление разделяется на три профиля – Математика, Физика и математика, Информатика, – в каждом из которых курс математики соответствующим образом специализируется и обеспечивает возможность поступления в высшее учебное заведение по специальности, предъявляющей высокие требования к математической подготовке выпускников.
4. В рамках общеобразовательного курса 12-летней школы существующее содержание школьного математического образования, сохраняясь в целом, модифицируется в следующих направлениях:
– включение в курс содержательно-методической линии "Анализ данных" (функциональная математика и стохастика);
– построение геометрии на основе наглядности и фузионизма;
– интеграция с элементами информатики в пользовательском и объектно-ориентированном аспектах;
– имплантация в курс основных экономических знаний и построение математических моделей экономики;
– усиление логико-языкового аспекта математики.
5. Специализирующий курс математики как начало реализации профильной дифференциации обучения, направленный на получение школьниками собственно математического образования, может быть введен в двух вариантах – основном и сокращенном. В основном варианте он ответвляется от общеобразовательного курса начиная с 9 класса, в сокращенном варианте – начиная с 11 класса.
6. Преемственность обучения в общеобразовательном и специализирующем курсах должна быть обеспечена методологическим и методическим единством учебников для всех ступеней школы – начальной, основной и старшей, возможном только на основе создания специальных учебных комплектов от "Математика-1" до "Математика-12" для каждого из этих курсов.
Учебники для специализирующего курса математики основной школы могут существовать в трех вариантах: специальный учебник, система модульных дополнений к общеобразовательному курсу, двухуровневый учебник. В старшей школе также возможны различные варианты учебников, специализированных в соответствии с конкретным профилем.
7. Базовый план основной школы по общеобразовательному курсу в федеральном компоненте должен предусматривает следующее распределение времени:
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Число часов 4 4 4 4 6 6 5 5 5 5 3 3
Разделение образовательной области "Математика" на учебные предметы будет определяться объемом времени, реально отведенном на изучение предмета в базисном плане. Оптимальным представляется следующее разделение:
1–4 5-7 8-10 11-12
Математика Математика Алгебра Геометрия Математика
Увеличение времени, отводимого на изучение математики в основной школе, определяется гуманитарной ориентацией курса, направленностью на интеллектуальное, в частности, языковое и логическое развитие учащихся, необходимостью установления полноценных связей с естественнонаучными и гуманитарными предметами.
Число часов, отводимое на изучение математики в 11-12 классах в различных направлениях и профилях обучения, ориентированных на специализирующее обучение математике, определяется профилем обучения, но меньше может быть меньше 5. Следует сохранить также и существующее в настоящее время разделение математики на два курса – "Алгебра и начала анализа" и "Геометрия".
8. Исходное и принципиальное разделение целей обучения математике на образование с помощью математики и собственно математическое образование в рамках может оказаться эффективным только в случае, когда аналогичный подход будет применяться и в ряде других основных образовательных областей.

 

Используются технологии uCoz