Единый государственный экзамен по математике
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
1. На основе дифференциации целей изучения образовательной области
"Математика" в соответствии с идеями личностно ориентированного
обучения школьное математическое образование подразделяется на образование с
помощью математики в массовом обучении и (собственно) математическое
образование в рамках углубленного изучения математики.
Социальной целью образования с помощью математики является повышение
средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его
полноценного функционирования в обществе, повышение интеллектуального уровня
общества в целом, формирование квалифицированного электората. В рамках
образования с помощью математики образовательная область
"Математика" выступает как общеобразовательный предмет, средство
интеллектуального воспитания, соответствующий курс ниже называется
общеобразовательным.
Социальной целью собственно математического образования является поддержание
и повышение традиционного высокого уровня изучения математики, сложившегося в
отечественной школе, формирование будущего кадрового научно-технического,
технологического и гуманитарного потенциала российского общества. В рамках
математического образования образовательная область "Математика"
выступает в качестве учебного предмета специализирующего характера, обучение
математике рассматривается как элемент профессиональной подготовки к
соответствующим областям деятельности после окончания школы, в том числе к
получению высшего образования по соответствующим специальностям,
соответствующий курс ниже называется специализирующим.
2. Основой концепции образования с помощью математики остается разработанная
ранее концепция для 11-летней школы, главные тезисы которой –последовательная
уровневая и профильная дифференциация обучения, приоритет развивающей функции
обучения, разумный консерватизм содержания.
3. Структура курса математики:
1-6 классы – начальное образование,
7-10 классы – базовое образование,
10-12 классы – профилированное образование.
Профилированное образование проводится в трех основных направлениях:
общеобразовательном, общенаучном и математическом.
В общеобразовательном направлении курс математики является продолжением и
завершением общеобразовательного курса основной школы, подчиняется
прагматическим целям и ориентируется на повышение уровня функциональной
грамотности. Задача поступления выпускников этого направления в высшее
учебное заведение по специальности, связанной с математикой, не предусматривается.
Общенаучное направление разделяется на два блока – естественнонаучный и
гуманитарный, – каждый из которых, в свою очередь, делится на профили в
соответствии с базовой наукой. Курс математики ориентируется на потребности
базовой науки и учебного предмета, соответствующих конкретному профилю, и
обеспечивает возможность поступления в высшее учебное заведение по
соответствующей специальности.
Математическое направление разделяется на три профиля – Математика, Физика и
математика, Информатика, – в каждом из которых курс математики
соответствующим образом специализируется и обеспечивает возможность
поступления в высшее учебное заведение по специальности, предъявляющей
высокие требования к математической подготовке выпускников.
4. В рамках общеобразовательного курса 12-летней школы существующее
содержание школьного математического образования, сохраняясь в целом,
модифицируется в следующих направлениях:
– включение в курс содержательно-методической линии "Анализ данных"
(функциональная математика и стохастика);
– построение геометрии на основе наглядности и фузионизма;
– интеграция с элементами информатики в пользовательском и
объектно-ориентированном аспектах;
– имплантация в курс основных экономических знаний и построение
математических моделей экономики;
– усиление логико-языкового аспекта математики.
5. Специализирующий курс математики как начало реализации профильной
дифференциации обучения, направленный на получение школьниками собственно
математического образования, может быть введен в двух вариантах – основном и
сокращенном. В основном варианте он ответвляется от общеобразовательного
курса начиная с 9 класса, в сокращенном варианте – начиная с 11 класса.
6. Преемственность обучения в общеобразовательном и специализирующем курсах
должна быть обеспечена методологическим и методическим единством учебников
для всех ступеней школы – начальной, основной и старшей, возможном только на
основе создания специальных учебных комплектов от "Математика-1" до
"Математика-12" для каждого из этих курсов.
Учебники для специализирующего курса математики основной школы могут
существовать в трех вариантах: специальный учебник, система модульных
дополнений к общеобразовательному курсу, двухуровневый учебник. В старшей
школе также возможны различные варианты учебников, специализированных в
соответствии с конкретным профилем.
7. Базовый план основной школы по общеобразовательному курсу в федеральном
компоненте должен предусматривает следующее распределение времени:
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Число часов 4 4 4 4 6 6 5 5 5 5 3 3
Разделение образовательной области "Математика" на учебные предметы
будет определяться объемом времени, реально отведенном на изучение предмета в
базисном плане. Оптимальным представляется следующее разделение:
1–4 5-7 8-10 11-12
Математика Математика Алгебра Геометрия Математика
Увеличение времени, отводимого на изучение математики в основной школе,
определяется гуманитарной ориентацией курса, направленностью на
интеллектуальное, в частности, языковое и логическое развитие учащихся,
необходимостью установления полноценных связей с естественнонаучными и
гуманитарными предметами.
Число часов, отводимое на изучение математики в 11-12 классах в различных
направлениях и профилях обучения, ориентированных на специализирующее
обучение математике, определяется профилем обучения, но меньше может быть
меньше 5. Следует сохранить также и существующее в настоящее время разделение
математики на два курса – "Алгебра и начала анализа" и
"Геометрия".
8. Исходное и принципиальное разделение целей обучения математике на
образование с помощью математики и собственно математическое образование в
рамках может оказаться эффективным только в случае, когда аналогичный подход
будет применяться и в ряде других основных образовательных областей.
|