Боголюбов Л.Н.
Культуросообразный подход в историческом и обществоведческом образовании
БОГОЛЮБОВ Ленид Наумович ,
Зав. лабораторией обществоведения, академик РАО ,
Москва

 
Фрагменты концепции обществоведческого образования в 12-летней школе

1. Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, который строится на базе ряда общественных наук: социологии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологии, психологии, а также философии. Наряду с научными знаниями в нем представлены социальные нормы, способы познавательной и практической деятельности, система гуманистических и демократических ценностей. А также другие элементы культуры.

2. Отбор знаний и других элементов культуры, необходимых и достаточных для эффективной реализации в обществоведческой подготовке современных целей образования, воспитания и развития предполагает создание благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной мировоззренческой позиции; возможности каждодневной ориентации в потоке противоречивой общественно-политической информации; необходимых предпосылок для деятельности в различных сферах социальной жизни. Иными словами, важным критерием отбора элементов культуры для включения в содержание нового учебного предмета является достаточность знаний для проявления основных видов социальной деятельности. Обязательными для усвоения являются те элементы культуры, без которых не может осуществляться типичная для человека и гражданина деятельность.

3. Целесообразно представлять учащимся научные знания и иные элементы культуры по определенным темам наряду с обозначением актуальных проблем, с которыми встречаются граждане России, включая проблемы личной, частной и общественной жизни, а также глобальных проблем. При таком конструировании содержания научные знания, социальные нормы, гуманистические ценности, становятся ориентировочной основой для самостоятельного поиска учащимися путей решения насущных проблем. Это усилит мотивацию учебной деятельности учащихся. Представление в курсе различных взглядов на общество, возможностей альтернативных решений проблем социального развития, рассмотрение так называемых открытых вопросов, особенно из современной российской действительности, создает возможность показать трудности поиска истины, разнообразие мировоззренческих подходов. Вместе с тем это " открытое" учебное исследовательское поле может служить полигоном для решения учащимися проблемных задач, способствовать складыванию их критического мышления, выработке умения аргументировать и отстаивать собственные позиции. Все это способствует тому, что курс предстает перед учащимися не как набор готовых ответов на актуальные вопросы общественного развития, а как совокупность социальных проблем, уже решенных или требующих решения в наше время.
Такой социально-педагогический подход ставит определенный заслон догматизму, развивает критичность ума, позволяет вырабатывать собственное миросозерцание.

 

Используются технологии uCoz