Дик Ю.И.
Модернизация структуры общего среднего образования
Дик Юрий Иванович ,
докт. пед. наук, академик РАО, директор ИОСО РАО ,
Москва

В последние годы повысилось внимания государства к проблемам образования. Об этом свидетельствует принятие в течение года трех основополагающих документов: Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе. В настоящее время готовятся законодательные акты об образовательных стандартах, о дистанционном обучении. Эта работа правительства очень важна для нашей страны, давно нуждающейся в реальном признании приоритетной роли образования. Мировой опыт показывает, что именно образование, будучи одной из ведущих сфер народного-хозяйственного комплекса, наряду с социально-экономической и политической сферой может обеспечить решение сложнейших задач, характерных для сосвременного состояния России.
Вместе с тем, понимание такой значимой функции школьного образования, как развитие личности ученика, обеспечение его творческой самореализации на благо себя и общества пока не стало типичной реальностью школы. Необходимо приведение общего среднего образования в соответствие с новым общественным устройством России, с мировыми тенденциями развития образования. Для этого недостаточно отдельных преобразований, их масштаб должен соответствовать уровню реформы нынешней школы, направленной на решение как общегосударственных задач, так и внутренних проблем системы образования.
Стоящие перед школой проблемы требуют своего решения. В связи с этим Российская академия образования совместно с Министерством образования РФ ведет работу по планированию и научно-методическому сопровождению широкомасштабного эксперимента в общеобразовательных школах Российской Федерации. С 1 сентября 2001 года должен начаться эксперимент в 20% школ из 10 регионов России.
Государственная значимость широкомасштабного эксперимента требует взвешенного и основательного подхода к его подготовке и проведению. В нем должны участвовать высококвалифицированные специалисты, имеющие навыки экспериментальной педагогической деятельности. Нужна научно обоснованная система целей эксперимента, его направлений и задач, формулировка гипотез, определенность планируемых изменений, разработка измерителей текущих и итоговых результатов. Необходим механизм корректировки хода эксперимента.
В названных направлениях уже идет работа. Уверен, что в вопросах государственного значения, каковым является широкомасштабный эксперимент по обновлению структуры и содержания общего среднего образования, недопустимы спешка и поверхностность.
Будущая нашего общества зависит от ориентиров, которые будут заложены в общем среднем образовании. Чтобы определить их необходимо проанализировать тенденции развития отечественного образования.
Всероссийское педагогическое совещание работников образования (январь 2000 г) одобрило Концепцию структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Положения этой концепции получили свое развитие в следующих направлениях научно-педагогических исследований и практических разработках:
- гуманизация, гуманитаризация и культуросообразность общего среднего образования применительно ко всем аспектам человеческой культуры - физической, интеллектуальной, духовно-нравственной, эстетической, коммуникативной и др.; опора на философские основания и национальные традиции в стратегии развития национального образования; преемственность в развитии школы;
- личностная ориентация образования и вариативность образования, предполагающая развитие индивидуальных способностей учеников, учет их интересов и склонностей при выборе индивидуальной образовательной траектории, возможность выбора учеником, школой, регионом направленности обучения, определенной части содержания образования, наиболее приемлемых технологий, форм и методов обучения, разработка педагогических технологий, соответствующих психологическим особенностям учеников с различными образовательными предпочтениями, профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных областей и предметов;
- фундаментальность, обеспечивающая универсальность осваиваемых знаний, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений, возможность применения полученных знаний в многообразных ситуациях изменяющейся действительности; усиление методологической составляющей учебного знания, включение в обучение элементов теории познания и преобразования мира; обеспечение целостности представлений учащихся о мире на основе метапредметных образовательных объектов;
- креативность образования, предусматривающая создание учениками творческой образовательной продукции по изучаемым дисциплинам; рациональное сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности;
- усиление в содержании образования деятельностного компонента и практической направленности, сопряженной с отдельными предметами, их разделами и темами;
- открытость содержания образования, предполагающая использование в качестве образовательной различных дополнительных источников учебного материала, в том числе сети Интернет.

 

Используются технологии uCoz