Дик Ю.И.
Модернизация структуры общего среднего образования
Дик Юрий Иванович ,
докт. пед. наук, академик РАО, директор ИОСО РАО ,
Москва
В последние годы повысилось внимания государства к проблемам образования. Об
этом свидетельствует принятие в течение года трех основополагающих
документов: Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины
образования в Российской Федерации и Концепции структуры и содержания общего
среднего образования в 12-летней школе. В настоящее время готовятся
законодательные акты об образовательных стандартах, о дистанционном обучении.
Эта работа правительства очень важна для нашей страны, давно нуждающейся в
реальном признании приоритетной роли образования. Мировой опыт показывает,
что именно образование, будучи одной из ведущих сфер народного-хозяйственного
комплекса, наряду с социально-экономической и политической сферой может
обеспечить решение сложнейших задач, характерных для сосвременного состояния
России.
Вместе с тем, понимание такой значимой функции школьного образования, как
развитие личности ученика, обеспечение его творческой самореализации на благо
себя и общества пока не стало типичной реальностью школы. Необходимо
приведение общего среднего образования в соответствие с новым общественным
устройством России, с мировыми тенденциями развития образования. Для этого
недостаточно отдельных преобразований, их масштаб должен соответствовать
уровню реформы нынешней школы, направленной на решение как общегосударственных
задач, так и внутренних проблем системы образования.
Стоящие перед школой проблемы требуют своего решения. В связи с этим
Российская академия образования совместно с Министерством образования РФ
ведет работу по планированию и научно-методическому сопровождению
широкомасштабного эксперимента в общеобразовательных школах Российской
Федерации. С 1 сентября 2001 года должен начаться эксперимент в 20% школ из
10 регионов России.
Государственная значимость широкомасштабного эксперимента требует взвешенного
и основательного подхода к его подготовке и проведению. В нем должны
участвовать высококвалифицированные специалисты, имеющие навыки
экспериментальной педагогической деятельности. Нужна научно обоснованная
система целей эксперимента, его направлений и задач, формулировка гипотез,
определенность планируемых изменений, разработка измерителей текущих и
итоговых результатов. Необходим механизм корректировки хода эксперимента.
В названных направлениях уже идет работа. Уверен, что в вопросах государственного
значения, каковым является широкомасштабный эксперимент по обновлению
структуры и содержания общего среднего образования, недопустимы спешка и
поверхностность.
Будущая нашего общества зависит от ориентиров, которые будут заложены в общем
среднем образовании. Чтобы определить их необходимо проанализировать
тенденции развития отечественного образования.
Всероссийское педагогическое совещание работников образования (январь 2000 г)
одобрило Концепцию структуры и содержания общего среднего образования (в
12-летней школе). Положения этой концепции получили свое развитие в следующих
направлениях научно-педагогических исследований и практических разработках:
- гуманизация, гуманитаризация и культуросообразность общего среднего
образования применительно ко всем аспектам человеческой культуры -
физической, интеллектуальной, духовно-нравственной, эстетической,
коммуникативной и др.; опора на философские основания и национальные традиции
в стратегии развития национального образования; преемственность в развитии школы;
- личностная ориентация образования и вариативность образования,
предполагающая развитие индивидуальных способностей учеников, учет их
интересов и склонностей при выборе индивидуальной образовательной траектории,
возможность выбора учеником, школой, регионом направленности обучения,
определенной части содержания образования, наиболее приемлемых технологий,
форм и методов обучения, разработка педагогических технологий,
соответствующих психологическим особенностям учеников с различными
образовательными предпочтениями, профилирование и дифференциация содержания
образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения
образовательных областей и предметов;
- фундаментальность, обеспечивающая универсальность осваиваемых знаний,
основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений,
возможность применения полученных знаний в многообразных ситуациях
изменяющейся действительности; усиление методологической составляющей
учебного знания, включение в обучение элементов теории познания и
преобразования мира; обеспечение целостности представлений учащихся о мире на
основе метапредметных образовательных объектов;
- креативность образования, предусматривающая создание учениками творческой
образовательной продукции по изучаемым дисциплинам; рациональное сочетание
продуктивной и репродуктивной деятельности;
- усиление в содержании образования деятельностного компонента и практической
направленности, сопряженной с отдельными предметами, их разделами и темами;
- открытость содержания образования, предполагающая использование в качестве
образовательной различных дополнительных источников учебного материала, в том
числе сети Интернет.
|