|
Калинова Г.С., к.п. н., зав. лабораторией биологии
ИОСО РАО О Едином Государственном
экзамене по биологии 1. Цели и задачи ЕГЭ: - выявить уровень
подготовки выпускников школы с учётом требований к обязательному минимуму
содержания среднего биологического образования; - совместить итоговую
аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных
экзаменов в ВУЗ; - отработать организацию и
технологию его проведения. 2. Введение ЕГЭ
позволит: - обеспечить реальную
эквивалентность государственных документов о получении среднего (полного)
общего образования - привести в соответствие
школьные выпускные и вступительные экзамены в ВУЗ, предъявить одинаковые
требования к выпускникам школы и абитуриентам ВУЗа, то есть превратить
конкурс в высшие учебные заведения в конкурс знаний; - зачислять в ВУЗ на
основе конкурса документов. 3. Содержание
контрольно-измерительных материалов (КИМов) по биологии: основные знания
и умения, предусмотренные в требованиях к уровню биологической подготовки
выпускников, проявляющиеся в разных видах учебной деятельности
(характеризовать, сравнивать, делать выводы, обосновывать, применять знания и
др.). 4. Использование
в экзаменационной работе заданий разного уровня сложности (базового,
повышенного, высокого), их характеристика и примеры. 5. Оценивание работ учащихся с учётом степени
трудности заданий экзаменационной работы: с выбором одного или нескольких
верных ответов, с кратким и развёрнутым ответом. 6. Предварительные итоги усвоения выпускниками отдельных тем и вопросов курса. Анализ ответов учащихся и результаты их оценки по пятибалльной шкале: из 11227 участвующих в эксперименте, неудовлетворительные отметки получили 1217 человек (10,8%), посредственные – 5211 учащихся (46,4%), четвёрки – 4386 человек (39,1%), пятёрки 413 человек (3,7%). 7. Выводы по результатам анализа знаний
экзаменующихся: - трудными для выпускников оказались задания со свободным развёрнутым ответом; с отрицанием «не», «нельзя»; - обнаружены недостатки в овладении учащимися
теоретическими обобщениями (клеточная теория, законы наследственности, учение
об эволюции, экологические закономерности и др.); - слабые знания показали выпускники в заданиях,
требующих обоснования научных фактов, формулирования мировоззренческих
выводов о явлениях и процессах, происходящих в живой природе. 8. Рекомендации по устранению выявленных
недостатков: - усилить внимание к изучению основного содержания
курса биологии, освобождая его от второстепенного малозначительного
материала, делать акцент на сущность процессов и явлений; - совершенствовать учебно-воспитательный процесс
на основе повышения доли самостоятельности учащихся в добывании знаний, их
анализа, критического осмысления, использования компьютерных программ,
решения задач по цитологии, генетике, эволюции и экологии, усиления
экспериментальной направленности преподавания; - совершенствовать организацию и технологию
проведения ЕГЭ, задания-измерители, разработать новые типы заданий, например,
на определение последовательности биологических явлений и процессов,
установление их соответствия. |