Калинова Г.С., к.п. н., зав. лабораторией биологии ИОСО РАО

 

О Едином Государственном экзамене по биологии

 

 

1. Цели и задачи ЕГЭ:

- выявить уровень подготовки выпускников школы с учётом требований к обязательному минимуму содержания среднего биологического образования;

- совместить итоговую аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в ВУЗ;

- отработать организацию и технологию его проведения.

2. Введение ЕГЭ позволит:

- обеспечить реальную эквивалентность государственных документов о получении среднего (полного) общего образования

- привести в соответствие школьные выпускные и вступительные экзамены в ВУЗ, предъявить одинаковые требования к выпускникам школы и абитуриентам ВУЗа, то есть превратить конкурс в высшие учебные заведения в конкурс знаний;

- зачислять в ВУЗ на основе конкурса документов.

3. Содержание контрольно-измерительных материалов (КИМов) по биологии: основные знания и умения, предусмотренные в требованиях к уровню биологической подготовки выпускников, проявляющиеся в разных видах учебной деятельности (характеризовать, сравнивать, делать выводы, обосновывать, применять знания и др.).

4.  Использование в экзаменационной работе заданий разного уровня сложности (базового, повышенного, высокого), их характеристика и примеры.

5. Оценивание работ учащихся с учётом степени трудности заданий экзаменационной работы: с выбором одного или нескольких верных ответов, с кратким и развёрнутым ответом.

6. Предварительные итоги усвоения выпускниками отдельных тем и вопросов курса. Анализ ответов учащихся и результаты их оценки по пятибалльной шкале: из 11227 участвующих в эксперименте, неудовлетворительные отметки получили 1217 человек (10,8%), посредственные – 5211 учащихся (46,4%), четвёрки – 4386 человек (39,1%), пятёрки 413 человек (3,7%).

7. Выводы по результатам анализа знаний экзаменующихся:

- трудными для выпускников оказались задания со свободным развёрнутым ответом; с отрицанием «не», «нельзя»;

- обнаружены недостатки в овладении учащимися теоретическими обобщениями (клеточная теория, законы наследственности, учение об эволюции, экологические закономерности и др.);

- слабые знания показали выпускники в заданиях, требующих обоснования научных фактов, формулирования мировоззренческих выводов о явлениях и процессах, происходящих в живой природе.

8. Рекомендации по устранению выявленных недостатков:

- усилить внимание к изучению основного содержания курса биологии, освобождая его от второстепенного малозначительного материала, делать акцент на сущность процессов и явлений;

- совершенствовать учебно-воспитательный процесс на основе повышения доли самостоятельности учащихся в добывании знаний, их анализа, критического осмысления, использования компьютерных программ, решения задач по цитологии, генетике, эволюции и экологии, усиления экспериментальной направленности преподавания;

- совершенствовать организацию и технологию проведения ЕГЭ, задания-измерители, разработать новые типы заданий, например, на определение последовательности биологических явлений и процессов, установление их соответствия.

 

                        

 

 

 

Используются технологии uCoz