Кузнецов А.А.
Профильное обучение: проблемы, перспективы развития
КУЗНЕЦОВ Александр Андреевич ,
Академик-секретарь Президиума РАО ,
Москва
О базисных учебных планах
1. Представленные Минобразованием РФ для проведения широкомасштабного
эксперимента базисные учебные планы (БУП), с одной стороны, являются основой
этого эксперимента, а, с другой стороны, сами в значительной мере составляют
предмет эксперимента.
В отличие от прошлого, нынешний эксперимент носит действительно вариативный
характер и позволяет регионам выбирать различные варианты БУП. Всего для
эксперимента отобрано три варианта базисных планов. Во всех документах,
связанных с организацией и проведением эксперимента, они получили название
как БУП № 1, № 2 и № 3. Мы в дальнейшем также будем придерживаться этой
нумерации.
2. Во всех рассматриваемых БУПах много общего: все они по существу направлены
на решение одних и тех же задач, отражающих определенный социальный заказ -
повышение качества обучения, устранение перегрузки школьников, значительную
дифференциацию содержания образования на старшей ступени школы, учет
интересов, образовательных потребностей школьников и т.д. Все варианты БУП
реализуют единую структуру школьного образования: 4-6-2, содержат
федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты,
рассчитаны на одну и ту же максимально допустимую учебную нагрузку
школьников. Мы можем сказать, что различия в отдельных вариантах БУПов
обусловлены, прежде всего, поиском различных путей, средств решения тех задач
обновления школы, которые поставлены обществом сегодня.
3. Подчеркнем основную функцию БУП - это нормативная база, которая определяет
структуру, контуры учебных планов конкретных образовательных учреждений. БУП
задает в основном структуру и содержание федерального компонента учебного
плана. Наполняя конкретным содержанием национально-региональный, школьный и
ученический компоненты, органы образования на местах и отдельные школы
разрабатывают рабочие учебные планы, по которым реально и будет работать
каждая школа.
Следует отметить, что федеральный компонент БУПа направлен на реализацию
содержания образования, задаваемого требованиями стандарта (сегодня его
функцию выполняют принятые Министерством "минимальное содержание
обучения" и "требования к результатам обучения").
Национально-региональный и школьный компоненты реализуют содержание
образования, находящееся за рамками федерального стандарта и обеспечивающее
дифференциацию (профильную и уровневую) подготовки выпускников школы.
4. Первый и второй варианты БУПа во многом сохраняют преемственность с
действующим базисным планом школы, так как в нем находят отражение
объективные закономерности построения структуры и содержания общего среднего
образования, многолетний опыт школы. С другой стороны, новые варианты БУПа учитывают
требования к образованию на новом этапе развития общества, содержат ряд
инновационных элементов.
Эти варианты БУПа достаточно близки по содержанию и форме представления - оба
содержат распределение учебного времени по учебным предметам и годам обучения.
Их сравнительный анализ показывает, что различие можно отметить в количестве
часов отводимых на национально-региональный (особенно при обучении
технологии, искусству, физической культуре) и школьный компоненты, объеме
аудиторной нагрузки школьников. БУП № 1 отводит несколько большее время на
изучение информатики в начальной школе, иностранного языка.
Третий вариант БУП носит более инновационный характер, представляет большие
возможности для вариативности эксперимента по содержанию школьного образования.
Однако эти возможности, кажущаяся привлекательность этого варианта БУП имеет
и свою "оборотную сторону", порождает целый ряд проблем.
6. Если регион в целом или отдельная школа выберут для проведения
эксперимента третий вариант БУП, им будет необходимо иметь в виду те
проблемы, которые неизбежно возникнут при построении на его основе учебных
планов конкретной школы. Назовем в этой связи только наиболее важные вопросы,
которые возникают при работе с этим вариантом БУПа.
Известно, что Федеральный компонент для реализации задач сохранения единого
образовательного пространства должен представлять собой инвариативную часть
содержания школьного образования. Вопреки этому в данном варианте БУПа
федеральный компонент содержит не только инвариантную, но и вариативную часть
(спецкурсы, модули, проектную деятельность по выбору учащихся и т.д.).
Называя вещи своими именами, можно сказать, что фактически вместо
федерального компонента предлагается некий "федерально-школьный
компонент" БУПа. При этом отметим, что план содержит еще отдельно и
немалый школьный компонент. Указанные выше спецкурсы, модули и практикумы,
проектная деятельность представлены только в рамочном варианте (число часов),
что позволяет наполнять их любым содержанием, которое заведомо не будет инвариантным.
Подсчет показывает, что в данном плане в основной школе федеральный компонент
(инвариантное содержание) составляет только около 45% объема учебного
времени. Более того, этот вариант БУПа предусматривает возможность для школы
реализовать "иной перечень учебных модулей, или иное распределение
учебного времени между базовыми курсами и учебными модулями". Можно ли
сохранить в этом случае единое образовательное пространство страны? Еще более
усугубляет ситуацию отсутствие распределения учебного времени по годам
обучения, что ограничивает мобильность учащихся (возможности их перехода из
одной школы в другую), о необходимости обеспечить которую так много говорят в
последнее время.
Отсутствие распределения учебного времени между предметами по годам обучения
создает еще одну серьезную проблему. Она состоит в том, что невозможно
подготовить учебники под заранее неизвестное число часов, а главное -
неизвестный возраст учащихся, которые будут по ним заниматься. В этом случае
о преемственности, целостности, реализации межпредметных связей вообще
говорить не приходится.
Вызывает также вопросы пропорции учебного времени, выделяемого на отдельные
образовательные области. Только один пример. На обязательное изучение,
например физики, отводится вдвое меньше времени, чем на изучение материальных
технологий в процесс трудового обучения, а на изучение биологии в полтора
раза меньше, чем на знакомство с музыкой или изобразительным искусством.
7. Следует обратить внимание, что в качестве основного для проведения эксперимента
Минобразование РФ предусматривает второй вариант БУПа. Этот вариант выбрали
для себя и большинство регионов и школ, участвующих в эксперименте. В расчете
на этот вариант подготовлены и "Минимальное содержание обучения" и
"Требования к результатам обучения" (по образовательным областям),
и методические рекомендации по проведению эксперимента.
|