В.И.Капинос, к.п.н., ведущий научный сотрудник ИОСО РАО (Москва)

 

                         Единый государственный экзамен по русскому языку

 

            Единый государственный экзамен по русскому языку  - это новая форма аттестации учащихся.  Она нова по целям, по содержанию, по структуре экзаменационной работы в целом, по характеру тех  заданий, которые ее составляют, наконец, по технологии обработки результатов и подходам к их оценке. Обо всем этом и хотелось бы кратко сказать в выступлении.

Цель единого экзамена двоякая (точнее, цель одна -  объективно оценить состояние подготовки по русскому языку учащихся, оканчивающих среднюю школу, а вот задачи, решаемые на этой основе, разные): провести аттестацию выпускников общеобразовательных школ и  отобрать наиболее подготовленных абитуриентов  из числа желающих продолжить обучение в вузах.

 Задачи, как нетрудно заметить, существенно разнятся: с одной стороны, надо аттестовать всех оканчивающих среднюю школу, с другой  -  отобрать из них лучших. Отсюда  вывод, определяющий структуру и содержание экзаменационной работы: в ней должны быть, по крайней мере, две части, в которых программный материал должен быть представлен на двух уровнях сложности – базовом  и повышенном. Первая часть предназначается преимущественно для аттестации выпускников средней школы, вторая – для отбора абитуриентов. 

            Содержание работы. Несмотря на различия в задачах,  в целом содержание всей экзаменационной работы должно соответствовать школьным требованиям к подготовке по русскому языку, зафиксированным в таких  нормативных документах, как Обязательный минимум содержания образования, стандарт, программы для средней школы.*

          В тексте экзаменационной работы не должно быть такого материала, который выходит за пределы общеобразовательного минимума и школьных программ по русскому языку. Однако, имея в виду вторую задачу ЕГЭ – отбор абитуриентов,  следует предусмотреть наличие в тесте заданий повышенного уровня сложности. Эти задания, оставаясь в пределах школьного  минимума, отличаются от заданий базового уровня  характером предлагаемого дидактического (языкового) материала и  видом деятельности, которая требуется для их выполнения. Они должны обладать высокой дифференцирующей способностью, чтобы с их помощью можно было выделить из общей  массы  экзаменующихся  наиболее подготовленных учащихся.

По полноте содержания, по охвату курса родного языка  экзаменационная работа полностью соотносится с конечными  целями обучения русскому языку в школе. В нее включены задания, проверяющие

- элементарную лингвистическую компетенцию учащихся, то есть знания о языке и речи и  умения пользоваться ими в работе с языковым материалом;

 - языковую компетенцию учащихся, то есть практическое владение самим языком, соблюдение   в устных  и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);

- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте.

­­­­­­­­­­­­­­            Соответственно контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ 2002 г. содержат задания, проверяющие подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям и разделам школьного курса. Они проверяют

 1) знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике,      словообразованию, морфологии синтаксису);

2) речеведческие знания  (о тексте, основной мысли, средствах связи в нем;

о типах речи: повествовании, описании, рассуждении; стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном; об использовании языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения, стиля и типа речи);                                       

            3) знание основных орфографических и пунктуационных правил;

 4) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым                     материалом на основе понятий и правил);

 5) владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими, орфографическими, пунктуационными);

 6) умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением  (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом  (создавать текст в жанре рецензии (эссе).

Структура работы. Экзаменационная работа представляет собой тест из 41задания. В ней используются тестовые задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. По типу  заданий она делится на три части.

Часть 1состоит из 32 тестовых заданий с выбором ответа. В заданиях с выбором ответа все ответы ДАНЫ, ученик лишь должен выбрать из 4 готовых ответов один правильный.

. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствия (или несоответствия) языковым нормам. Эти задания  охватывают все основные разделы и аспекты курса и рассчитаны на среднего ученика. Предполагается, что они посильны для абсолютного большинства учащихся и могут быть использованы для аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Приведем пример подобных заданий.

            Выберите правильный вариант продолжения предложения.

Приехав в столицу,

1) всех поражает шум и суета.

2) у вас не будет времени сходить в музей.

3) идите сразу на Красную площадь.

            4) у меня было прекрасное настроение.

 

            Вторая часть работы состоит из 8 заданий с кратким ответом. Выполняя его, ученик должен кратко – одним, двумя словами – ответить на поставленный вопрос. Обычно в вопросе требуется подвести под понятие тот или иной языковой материал (например: Найдите в 1-ом абзаце текста полное страдательное причастие) или назвать соответствующий термин (Определите тип связи в словосочетании шел навстречу), выписать нужное слово или словосочетание  или найти в тексте  предложение определенной структуры.

            В заданиях с кратким ответом для анализа предлагается более сложный языковой материал, причем предъявляется он  не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а в контекстном окружении, в тексте. По сути, все эти задания представляют собой разные варианты анализа текста – смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой.

Третья часть работы состоит из одного задания с развернутым ответом. Это сочинение-размышление в жанре рецензии ( или эссе), которое ученики  создают на основе того текста, который перед этим они разбирали, выполняя задания с кратким ответом.

 Таким образом, вторая и третья части работы, так же как и последние шесть заданий первой части (с выбором ответа), объединены общим текстом: сначала учащиеся проводят его анализ, отвечая на предложенные вопросы, затем на основе этого текста пишут сочинение-рецензию или эссе.

Такой вид сочинения в качестве  экзаменационной работы используется в школе впервые. Следует сказать, что члены предметной группы,** разрабатывавшие структуру экзаменационной работы, пришли к такому решению не сразу. Вначале обсуждались традиционные виды работы:  изложение с элементами сочинения и сочинение -рассуждение  по проблеме (по теме), затронутой в тексте. Однако  сравнительный      анализ этих трех видов письменных работ показал, что сочинение-рецензия больше других видов соответствует контрольным функциям единого - выпускного и вступительного – экзамена. Оно дает возможность проверить разные  стороны речевого развития учащихся:

-         умения и навыки чтения  (понимание проблемы и авторской позиции, отраженной в исходном тексте);

-         умение анализировать языковое своеобразие текста, определять, какими  средствами языка автор достигает выразительности речи;

-         зрелость суждений при интерпретации  текста, способность обосновать собственную позицию и  корректно выразить ее, если она не совпадает с авторской;

-         умения создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в             определенном жанре (типа эссе или рецензии), ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли;

-         пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и  выразительными средствами родного языка;

-         практическую грамотность учащихся – владение орфографическими,                      пунктуационными, языковыми нормами.

-    наконец, общее развитие, общую культуру ученика.

Первая и вторая части, проверяющие определенные языковые знания и умения учащихся, дают нам информацию только о специальной подготовке ученика, Последнее  же  задание позволяет «увидеть» ученика как личность, понять, каким он выходит из школы. Здесь он остается наедине с текстом, здесь не требуются какие-то специальные знания. Здесь нужна лишь зрелость, общая культурная подготовка,  способность по-взрослому вести диалог с автором текста. Задание это  личностно ориентировано. Ничто так полно не характеризует человека, как его речь. Недаром ведь Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Опыт прошлогоднего экзамена показал, что именно такого рода письменная работа в наибольшей мере соответствует селективной задаче ЕГЭ.

 

      Формально (по типу заданий) в работе выделяется, как уже было показано, три части.  Если же учитывать две разных функции  единого экзамена, то следует говорить о двух частях.

       Первая часть – это 26 заданий с выбором ответа, построенных на изолированном языковом материале (отдельных словах, словосочетаниях или предложениях).  Она проверяет подготовку по русскому языку на базовом уровне и предназначена в основном для аттестации выпускников средней школы.

      Вторую часть составляют задания, объединенные общим текстом. Это 14 тестовых заданий разного типа  (6 с выбором ответа и 8 с кратким  ответом) и сочинение – рецензия (или эссе). Эти задания повышенного уровня. Они ориентированы  на аттестацию учащихся, претендующих на высокий школьный балл («4», «5»),  и на отбор абитуриентов для вузов.

            Опыт проведения  единого экзамена в 2001 году показал, что результаты выполнения 3-ей части работы в значительной мере зависят от качества  исходного текста. Каким он должен быть, чтобы оправдать наши ожидания?

            Прежде всего, он должен быть интересным по содержанию или по форме. В нем может быть поставлена проблема, на которую ученику захотелось бы откликнуться, согласиться с автором или, напротив, возразить ему. Он может привлекать своими эстетическими достоинствами – быть ярким, выразительным, отточенным в речевом плане. В любом случае он должен как-то затронуть, расшевелить ученика – иначе  в результате мы получим не живое высказывание, а стандартную отписку,.

Подходы к оценке работы. За каждое правильно выполненное задание  с выбором ответа или с кратким ответом ученик получает один тестовый балл. Результаты выполнения этих заданий обрабатываются машинным способом. Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за 1 и 2 части работы, - 40.

Сочинение проверяется экспертами и оценивается в соответствии с действующими нормами по специально разработанной для ЕГЭ шкале оценивания. Максимальное число тестовых баллов за сочинение – 22, за всю работу – 62. Набранное каждым выпускником количество тестовых баллов затем  переводится в школьную пятибалльную отметку, а в пересчете по стобалльной шкале выставляется в свидетельство о результатах ЕГЭ, на основании которого абитуриент получает сертификат.

                   Единый государственный экзамен по русскому языку уже дважды проводился в школах России - в 2001 и в 2002 году. Результаты эксперимента показали, что новая форма проведения экзамена соответствует своему назначению. Она дает возможность основательно проверить и объективно оценить состояние подготовки  школьников по русскому языку и на этом основании а)провести аттестацию выпускников общеобразовательных школ, б)отобрать наиболее подготовленных учащихся, желающих продолжить обучение в вузах; она демократична, так как ставит всех учащихся в равное положение; она технологична, так как позволяет использовать компьютер для обработки результатов экзамена, и потому экономически целесообразна; наконец, она гуманна, так как избавляет огромное число абитуриентов от нервных стрессов и перегрузок, вызываемых необходимостью в одно лето сдавать и выпускной, и  вступительный экзамен.

 

 

1 Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 15.05.98 № 1236);- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.99 № 56). См также: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому язык– М.: Дрофа, 2000.Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.

 

2 В разработке структуры экзаменационной работы принимали участие, кроме автора статьи, научные сотрудники  ИОСО РАО  и  МИПКРО   С.И. Львова,  Л.И. Пучкова,  И.П.Цыбулько.

 

 

Используются технологии uCoz