Зав. лабораторией географии

д.п.н., профессор Н.Н. Петрова

 

Пути модернизации географического образования в школе

 

Для того, чтобы развиваться общество должно предъявлять требования с одной стороны – к разностороннему развитию личности, широте и гибкости ее квалификации, профессиональной мобильности, а с другой – к ее духовному миру, творческому потенциалу, познавательным возможностям.

В этой связи ученик становится в центре процесса обучения, когда программы разных предметов ориентируют его на развитие общей культуры и базового образования, формируют интеллектуальные и творческие способности.

Кроме того, обучение стремится приобщить учащихся к материальным и духовным ценностям мировой культуры и цивилизации, сформировать духовный мир молодого человека.

Уникальная сущность географии как естественно-общественной науки позволяет ей решать самые разные проблемы современности: геополитические, экономические, социальные, геоэкологические. Широкий спектр связей общественных и природных явлений, происходящих в географической среде, дает возможность на основе географических знаний прогнозировать развитие общества.

На современном этапе России переживает период коренных социально-политических и экономических перемен, связанных в первую очередь с изменением ее геополитического положение, всех звеньев ее территориальной организации и структуры. Перестраивается вся система географического пространства страны. В этой связи социальная функция школьной географии становится особенно важной, а именно:

·        изучение и моделирование нового географического пространства;

·        умение ориентироваться в нем;

·        определение тенденций развития и изменения географического пространства;

·        применение традиционных и новых географического методов для его оценки и прогнозирования.

Школа, обучая детей и подростков должна считаться с развитием их мышления. Психологи обосновали, что если в 6-7-х классах географическое пространство выступает как своеобразная форма наглядного представления, когда изучают главным образом географические объекты, процессы, явления и их характерные особенности, то на старшей ступени обучения в основном школе (8-9 классы) внимание обращается в первую очередь на связи и отношения, в которых объект существует. И здесь на первый план выходит объяснение причин географических явлений и процессов, а затем моделирование, предвидение, прогнозирование их возможного развития в пространстве.

Таким образом, в структуре мыслительной деятельности учащихся на старшей ступени основной школы  особое значение приобретает географическое моделирование.

Географическое моделирование в учебном процессе может быть как процессом, так и результатом решения географических познавательных задач. Суть таких задач состоит в том, чтобы найти оптимальный путь преобразования некоторого исходного параметра в заданные условия.

В поисках оптимального решения модели проявляется динамизм мышления учащихся, а это важнейший компонент продуктивного мышления.

Познавательная деятельность в процессе решения проблемы проходит три этапа:

·        анализ исходной ситуации;

·        анализ конечной или целевой ситуации;

·        соотнесение исходной и целевой ситуации.

Наиболее важным из них вычленение признаков и свойств объектов, составляющих исходную ситуацию, их соотношение с целью. Формирование решения при этом рассматривается как функция работы всей системы (рис. 1).

Процесс решения проблемы

 


 Действие

                                                                                  цель Оценка

Определение проблемы         явления, процессы               

Предположение

    долговременных и

 кратковременных

решений

 


                                                Действие

                                                                                         Оценка

 

Принцип поиска

решений

Определение проблемы         явления, процессы                

Предположение

    долговременных и

 кратковременных

решений

 

                                                                          принципы поиска

                                                                                решений

                                                                         цель

определение проблемы              явления

 

Рис. 1

 

В решении познавательных задач проявляется индивидуальность ученика. Какую социальную роль он будет играть – труженика, собственника, предпринимателя, государственного деятеля? В ходе поиска оптимального пути выражаются как личностные качества ребенка: патриотизм, образованность, самостоятельность, активность, честность, так и система ценностей в отношении с государством, нравственных и творческих начал. Для этого сама проблема должна быть социально и личностно значимой. Это, прежде всего, экологические, демографические вопросы, проблемы управления и территориальной организации хозяйства страны и своего края.

В содержание задачи входят:

·        определение проблемы;

·        описание проблемы;

·        обоснование проблемы;

·        представление ее возможного решения.

Ход решения познавательных задач предполагает:

1.     Сбор информации из учебника

·        Учебника

·        Средств массовой информации

·        Географической карты

·        Статистических материалов

а также социологический опрос, анкетирование, работа с документами и т. д. На этом этапе полезно раздать опережающие задания. 

2.     Определение общественно-значимой цели и ее осмысление. На этом этапе учитель добавляет несколько «изюминок» в содержание проекта, а учащиеся высказываются «за» и «против», поддерживая ту или иную точку зрения.

3.     Размышление, обсуждение, дискуссию, доказательство, обмен мнениями. На этом этапе целесообразно привлекать «посторонних» участников, предлагающих свои решения проблемы в ходе обсуждения.

Необходимыми методическими условиями такой работы с учащимися является прежде всего уважительное отношение к мнению каждого. Уверенность в себе, достоинство, умение отстаивать свои позиции – не менее важные условия.

Заставляйте своих учеников думать! Уважайте их идеи!

В ходе обсуждения учебных проектов дети учатся делиться своими мыслями, при этом педагог должен научить их слушать друг друга, объяснить, что задача может иметь несколько решений и мнение каждого достойно уважения.

В связи с тем, что разработанные нами задачи содержат комплекс материалов по описанию, обоснованию и представлению проблемы, назовем эти задачи «проектами»  и придадим их решению проектную форму деятельности.

 

 

Используются технологии uCoz