|
||||||||||||||||||||||
Зав. лабораторией географии д.п.н., профессор Н.Н.
Петрова Пути
модернизации географического образования в школе Для того, чтобы развиваться
общество должно предъявлять требования с одной стороны – к разностороннему
развитию личности, широте и гибкости ее квалификации, профессиональной
мобильности, а с другой – к ее духовному миру, творческому потенциалу,
познавательным возможностям. В этой связи ученик
становится в центре процесса обучения, когда программы разных предметов
ориентируют его на развитие общей культуры и базового образования, формируют
интеллектуальные и творческие способности. Кроме того, обучение
стремится приобщить учащихся к материальным и духовным ценностям мировой
культуры и цивилизации, сформировать духовный мир молодого человека. Уникальная сущность
географии как естественно-общественной науки позволяет ей решать самые разные
проблемы современности: геополитические, экономические, социальные,
геоэкологические. Широкий спектр связей общественных и природных явлений,
происходящих в географической среде, дает возможность на основе
географических знаний прогнозировать развитие общества. На современном этапе России
переживает период коренных социально-политических и экономических перемен,
связанных в первую очередь с изменением ее геополитического положение, всех
звеньев ее территориальной организации и структуры. Перестраивается вся
система географического пространства страны. В этой связи социальная функция
школьной географии становится особенно важной, а именно: ·
изучение и моделирование нового географического пространства; ·
умение ориентироваться в нем; ·
определение тенденций развития и изменения географического
пространства; ·
применение традиционных и новых географического методов для его оценки
и прогнозирования. Школа, обучая детей и подростков
должна считаться с развитием их мышления. Психологи обосновали, что если в
6-7-х классах географическое пространство выступает как своеобразная форма
наглядного представления, когда изучают главным образом географические
объекты, процессы, явления и их характерные особенности, то на старшей
ступени обучения в основном школе (8-9 классы) внимание обращается в первую
очередь на связи и отношения, в которых объект существует. И здесь на первый
план выходит объяснение причин географических явлений и процессов, а затем
моделирование, предвидение, прогнозирование их возможного развития в
пространстве. Таким образом, в структуре
мыслительной деятельности учащихся на старшей ступени основной школы особое значение приобретает географическое
моделирование. Географическое моделирование
в учебном процессе может быть как процессом, так и результатом решения
географических познавательных задач. Суть таких задач состоит в том, чтобы
найти оптимальный путь преобразования некоторого исходного параметра в заданные условия. В поисках оптимального
решения модели проявляется динамизм мышления учащихся, а это важнейший
компонент продуктивного мышления. Познавательная деятельность
в процессе решения проблемы проходит три этапа: ·
анализ исходной ситуации; ·
анализ конечной или целевой ситуации; ·
соотнесение исходной и целевой ситуации. Наиболее важным из них
вычленение признаков и свойств объектов, составляющих исходную ситуацию, их
соотношение с целью. Формирование решения при этом рассматривается как
функция работы всей системы (рис. 1). Процесс решения проблемы
Действие
цель Оценка Определение проблемы явления, процессы Предположение долговременных и кратковременных решений
Действие
Оценка Принцип поиска решений Определение проблемы явления, процессы Предположение долговременных и кратковременных решений
принципы поиска
решений цель определение проблемы явления Рис. 1 В решении
познавательных задач проявляется индивидуальность ученика. Какую социальную
роль он будет играть – труженика, собственника, предпринимателя,
государственного деятеля? В ходе поиска оптимального пути выражаются как
личностные качества ребенка: патриотизм, образованность, самостоятельность,
активность, честность, так и система ценностей в отношении с государством,
нравственных и творческих начал. Для этого сама проблема должна быть
социально и личностно значимой. Это, прежде всего, экологические,
демографические вопросы, проблемы управления и территориальной организации
хозяйства страны и своего края. В содержание
задачи входят: ·
определение проблемы; ·
описание проблемы; ·
обоснование проблемы; ·
представление ее возможного решения. Ход решения познавательных
задач предполагает: 1.
Сбор информации из учебника ·
Учебника ·
Средств массовой информации ·
Географической карты ·
Статистических материалов а также
социологический опрос, анкетирование, работа с документами и т. д. На этом
этапе полезно раздать опережающие задания.
2.
Определение общественно-значимой цели и ее осмысление. На этом
этапе учитель добавляет несколько «изюминок» в содержание проекта, а учащиеся
высказываются «за» и «против», поддерживая ту или иную точку зрения. 3.
Размышление, обсуждение, дискуссию, доказательство, обмен
мнениями. На этом этапе целесообразно привлекать «посторонних» участников,
предлагающих свои решения проблемы в ходе обсуждения. Необходимыми
методическими условиями такой работы с учащимися является прежде всего
уважительное отношение к мнению каждого. Уверенность в себе, достоинство,
умение отстаивать свои позиции – не менее важные условия. Заставляйте
своих учеников думать! Уважайте их идеи! В ходе
обсуждения учебных проектов дети учатся делиться своими мыслями, при этом
педагог должен научить их слушать друг друга, объяснить, что задача может
иметь несколько решений и мнение каждого достойно уважения. В связи с тем, что разработанные нами задачи содержат комплекс материалов по описанию, обоснованию и представлению проблемы, назовем эти задачи «проектами» и придадим их решению проектную форму деятельности. |