Доктор пед. наук, проф.                                             Ю.Л. Хотунцев

 

Профильная и общеобразовательная школа

 

Профильная школа (10-11 или 11-12 классы или даже 10-12 классы) предназначена дать учащимся общее образование и углубленную подготовку по профилю для получения соответствующего профилю профессионального  образования. Профессиональное образование может быть получено в вузе, в средних профессиональных учебных заведениях или прямо в школе, если для этого выделено необходимое количество часов обучения (как минимум 500-600 часов).

Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования должны участвовать в формировании учебного плана и программ обучения в профильной школе, не забывая, что это все же общеобразовательная, а не профессиональная школа. С целью сближения программ общеобразовательной и профессиональной школ необходимо, чтобы при обсуждении программ профильной школы в работе секций ФЭС участвовали представители профессиональной школы.

Закончившаяся в ноябре 2001 г. VII Международная конференция «Технология 2001: преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства» поставила вопрос усиления связи школьного технологического образования с содержанием высшего и среднего специального технологического образования.

Тем самым будет облегчено поступление выпускников профильной школы  в профессиональную школу. Целесообразно также, чтобы заинтересованные учреждения профессионального обучения помогали профильным школам преподавательскими кадрами и учебным оборудованием, т.е. взяли шефство над профильной школой. Тогда будет реализован один из вариантов непрерывного образования. Распределение профильных школ должно определяться потребностями профессиональной школы, а эти потребности – потребностями общества.

Считаю целесообразным не делать все школы профильными, а сохранить необходимое количество школ общеобразовательными – без профильной подготовки. Профильная подготовка может осуществляться за счет часов школьного компонента. Если в населенном пункте (селе или поселке) только одна школа, и она становится профильной, то ряд учащихся получают интересующую их подготовку, а остальные – их не интересующую.

Распределение учащихся в профильные школы должно осуществляться по окончании основной школы (9 класс в 11-летней или 9-10 классы в 12-летней школе). Можно указать огромное количество случаев, когда в этом возрасте учащиеся делают ошибочный выбор своей будущей деятельности, поэтому профильная школа должна содержать необходимую общеобразовательную компоненту, позволяющую учащимся профильной школы овладеть общеобразовательным фундаментальным минимумом содержания, необходимым им при овладении в будущем другими необходимыми обществу видами деятельности. Статистика динамики кадров постиндустриального общества свидетельствует, что работнику в течение его трудовой жизни (около 45 лет) необходимо 5-7 раз сменить вид деятельности в связи с быстрым развитием технологий.

Считаю, что основой общеобразовательной подготовки является формирование этических ценностей – бережного отношения ко всему живому: к человеку, к природе, уважения в нашей многонациональной стране к людям разных национальностей и вероисповеданий, толерантности, патриотизма, творческое развитие учащихся, овладение ими основами гуманитарной, естественно-научной и технологической культуры – культуры преобразующей деятельности человека. Эти вопросы подробнее рассмотрены в работах [1,2].

Формированию этических ценностей, толерантности, овладению технологической культурой, творческому развитию учащихся уделяется в настоящее время в образовательной школе недостаточное внимание из-за недооценки этих вопросов многими специалистами и руководителями системы образования.

Снижение требований к естественно-научной и математической подготовке молодежи (в частности, исключение тригонометрии из проекта закона об образовательных стандартах) приведет к тому, что полуграмотная в широком смысле слова молодежь не сможет активно участвовать в экономическом и технологическом подъеме нашей страны.

Информационные (компьютерные) технологии являются лишь инструментом, способствующим развитию учащихся, не заменяющим, а лишь помогающим их интеллектуальной деятельности. Чрезмерное увлечение компьютерными технологиями приведет к ухудшению состояния зрения и нервной системы детей и к дополнительному ослаблению их здоровья.

Школа остается знаниеориентированной и не становится культуросообразной, а ведь школы – единственные центры культуры во многих населенных пунктах нашей страны.

 

Литература:

1.     Хотунцев Ю.Л. Сквозные линии образования в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений. В сб. «Перспективы развития общего среднего образования». М., ИОСО РАО, 1998, с. 105-108.

2.     Хотунцев Ю.Л. Пути формирования экологической культуры школьников. «Экология и промышленность», 2001, №5, с. 43-45.

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz