Доктор пед. наук, проф. Ю.Л. Хотунцев |
Профильная
и общеобразовательная школа Профильная школа (10-11 или 11-12 классы или даже 10-12 классы) предназначена дать учащимся общее образование и углубленную подготовку по профилю для получения соответствующего профилю профессионального образования. Профессиональное образование может быть получено в вузе, в средних профессиональных учебных заведениях или прямо в школе, если для этого выделено необходимое количество часов обучения (как минимум 500-600 часов). Учебные
заведения высшего и среднего профессионального образования должны участвовать
в формировании учебного плана и программ обучения в профильной школе, не
забывая, что это все же общеобразовательная, а не профессиональная школа. С
целью сближения программ общеобразовательной и профессиональной школ
необходимо, чтобы при обсуждении программ профильной школы в работе секций
ФЭС участвовали представители профессиональной школы. Закончившаяся
в ноябре 2001 г. VII Международная конференция «Технология 2001:
преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и
предпринимательства» поставила вопрос усиления связи школьного
технологического образования с содержанием высшего и среднего специального
технологического образования. Тем самым
будет облегчено поступление выпускников профильной школы в профессиональную школу. Целесообразно
также, чтобы заинтересованные учреждения профессионального обучения помогали
профильным школам преподавательскими кадрами и учебным оборудованием, т.е.
взяли шефство над профильной школой. Тогда будет реализован один из вариантов
непрерывного образования. Распределение профильных школ должно определяться
потребностями профессиональной школы, а эти потребности – потребностями
общества. Считаю
целесообразным не делать все школы профильными, а сохранить необходимое
количество школ общеобразовательными – без профильной подготовки. Профильная
подготовка может осуществляться за счет часов школьного компонента. Если в
населенном пункте (селе или поселке) только одна школа, и она становится
профильной, то ряд учащихся получают интересующую их подготовку, а остальные
– их не интересующую. Распределение
учащихся в профильные школы должно осуществляться по окончании основной школы
(9 класс в 11-летней или 9-10 классы в 12-летней школе). Можно указать
огромное количество случаев, когда в этом возрасте учащиеся делают ошибочный
выбор своей будущей деятельности, поэтому профильная школа должна содержать
необходимую общеобразовательную компоненту, позволяющую учащимся профильной
школы овладеть общеобразовательным фундаментальным минимумом содержания,
необходимым им при овладении в будущем другими необходимыми обществу видами
деятельности. Статистика динамики кадров постиндустриального общества
свидетельствует, что работнику в течение его трудовой жизни (около 45 лет)
необходимо 5-7 раз сменить вид деятельности в связи с быстрым развитием
технологий. Считаю, что
основой общеобразовательной подготовки является формирование этических
ценностей – бережного отношения ко всему живому: к человеку, к природе,
уважения в нашей многонациональной стране к людям разных национальностей и
вероисповеданий, толерантности, патриотизма, творческое развитие учащихся,
овладение ими основами гуманитарной, естественно-научной и технологической
культуры – культуры преобразующей деятельности человека. Эти вопросы подробнее
рассмотрены в работах [1,2]. Формированию
этических ценностей, толерантности, овладению технологической культурой,
творческому развитию учащихся уделяется в настоящее время в образовательной
школе недостаточное внимание из-за недооценки этих вопросов многими
специалистами и руководителями системы образования. Снижение
требований к естественно-научной и математической подготовке молодежи (в
частности, исключение тригонометрии из проекта закона об образовательных
стандартах) приведет к тому, что полуграмотная в широком смысле слова
молодежь не сможет активно участвовать в экономическом и технологическом
подъеме нашей страны. Информационные
(компьютерные) технологии являются лишь инструментом, способствующим развитию
учащихся, не заменяющим, а лишь помогающим их интеллектуальной деятельности.
Чрезмерное увлечение компьютерными технологиями приведет к ухудшению
состояния зрения и нервной системы детей и к дополнительному ослаблению их
здоровья. Школа остается
знаниеориентированной и не становится культуросообразной, а ведь школы –
единственные центры культуры во многих населенных пунктах нашей страны. Литература: 1.
Хотунцев Ю.Л. Сквозные линии образования в базисном учебном плане
общеобразовательных учреждений. В сб. «Перспективы развития общего среднего
образования». М., ИОСО РАО, 1998, с. 105-108. 2.
Хотунцев Ю.Л. Пути формирования экологической культуры школьников. «Экология
и промышленность», 2001, №5, с. 43-45. |