|
02.9.02. А.Захлебный Зав.центром теории и
методики экологического образования Экологизация содержания школьного образован6ия. 1 На рубеже веков происходит осмысление основных направлений развития человечества. Проблема в том ,будет ли оно и дальше продолжаться стихийно и неограниченно, или можно выработать новые правила взаимодействия в условиях нарастающей лобализации жизни.В эти дни в ЮАР завершается крупнейший международный форум руководителей более ста стран мира. Это уже вторая встреча такого уровня за последние десять лет. На ней политики ,экономисты, социологи, юристы экологи обсуждают проблемы, которые предстоит решать людям сегодня и в обозримом будущем на пути Устойчивого развития человечества. Среди них экологическая – самая молодая, наиболее угрожающая и трудная для быстрого решения проблема. Она имеет множество аспектов, среди которых образовательный—занимает ведущее место.
2 Сегодня происходит переосмысление основных положений
концепции общего экологического образования. Распространенный за последние
тридцать лет объектный подход к конструированию содержания экологического
образования (по аналогии с
предметами ЕНЦ) не дает ожидаемых
воспитательных результатов. Этот
подход позволяет достигать
определенной экологической обученности – получения знаний об
объектах окружающей среды, а не
экологически грамотного поведения и действий в ней. Анализ причин
неэффективности сложившейся концепции ЭО в школе приводит к выводу о несоответствии заявляемых целей
и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения. На мой
взгляд, одна из главных причин - в отождествлении педагогами экологического
образования с естесвеннонаучным. А ведь суть экологического образования в
социализации личности. Т.е в принятии
или неприятии ею определенных правил поведения и действий по использованию
главной общественной собственности людей –окружающей среды. Понятно
, что для достижения такого
результата необходимо применить три педагогических «рычага» : -
отразить в целях общего образования положение о том, что формирование
отве6тственного отношения к окружающей среде и здоровью -
важнейший приоритет гражданского образования; -
включить в предметы всех образовательных областей соответствующие им
аспекты содержания экологического образования; -
изменить пропорцию между информационно-знаниевым и деятельностным,
личностно ориентированным компонентом
содержания экологического образования. 3 Кратко назову основные содержательные линии экологического
образования :
- ресурсосберегающая ; -
защита окружающей среды от загрязнения ; -
сохранение эталонов и памятников природы, включая биологическое разнообразие; -
здоровьесберегающий образ жизни. Каждую
из этих линий важно представить в предметном содержании (с учетом его
специфики) соответственно – информационно-знаниевым, ценностным, нормативным
или деятельностным компонентом. Это позволяет планировать достижение
образовательных результатов разного уровня: -
на научно-мировоззренческом, (при формировании
современного миропонимания) – представление об экологических основах
организации жизни на планете Земля; -
на социально-общественном –(при формировании таких
социально поощряемых ценностей как толерантности ,гражданской активности,
патриотизма и др.)
– и таких как бережное ресурсопотребление, заботу о поддержании
экологического качества окружающей среды, здоровьесберегающий образ жизни; -
на индивидуально-бытовом – готовность и способность к
социально поощряемому поведению и поступкам по отношению к окружающей
среде. потреблению природных ресурсов, личному здоровью и окружающих людей. |